Секреты собеседования (часть 1)

0

Собеседование – важнейшая составляющая в поиске новой работы. Как правило, на собеседование приглашается около 30% людей, приславших свое резюме. Из этих 30% работу получает только один претендент и нередко, при прочих равных условиях, этим человеком становится тот, кто лучше подготовлен к интервью. А специалисты более высокого профессионального уровня, но не владеющие мастерством «самопродажи», остаются в рядах безработных. Эта статья – о том, как правильно подавать себя на собеседовании и не оставаться «за бортом».

Две задачи собеседования

На собеседовании HR-менеджер (иногда – непосредственный руководитель) стремится получить ответ на два основных вопроса:

1. Соответствуют ли профессиональные качества претендента необходимо-достаточному для компании уровню.
2. Сможет ли претендент стать полноценным членом команды, не помешают ли работе его черты характера, особенности личности.

Первый пункт (профессиональные качества) имеет абсолютно-приоритетное значение при подборе кандидатов на рабочие специальности. Ведь, скажем, такая черта, как коммуникабельность – не самая нужная для работников конвейера, крановщиков и т.д. Но для руководителя даже среднего уровня, а также для людей, работающих, например, в продажах или в творческих коллективах, анализу личностных качеств человека уделяется не меньше внимания, чем оценке профессионализма претендента на вакантную должность.

Типы собеседования

В подавляющем большинстве предприятий и компаний HR-менеджером является человек, имеющий специальное образование. HR-менеджер владеет навыками составления психологического портрета человека по характерной мимике, манере говорить, двигаться. Без особого труда специалистом по подбору кадров распознается откровенная ложь, отмечается неискренность.

Чтобы получить максимум информации о претенденте, HR-менеджер нередко использует специальные техники, в частности – особые типы интервью. В таком случае можно запросто провалить собеседование, будучи не в состоянии быстро сориентироваться в ситуации. Чтобы этого не случилось, мы расскажем об основных типах проведения собеседования и дадим несколько практичных советов.

Собеседование-интервью – самый распространенный тип собеседования. Такое интервью проводится с целью дополнить данные, которые дал о себе соискатель в своем резюме. Кроме того, личная встреча и доверительная беседа позволяют определить степень соответствия работника корпоративной культуре компании, составить личное мнение о таких личностных качествах, как инициативность, дружелюбие, находчивость и т.д.

Стрессовое интервью – проводится в компаниях, специфика работы которых действительно чревата стрессом. Это, прежде всего так называемая работа с людьми – промоутеры, официанты, особенно элитных ресторанов, стюардессы, организаторы различных шоу, работники торговых сетей и т.д. На таких интервью, кроме проверки чисто профессиональных качеств, особое внимание уделяется уровню стрессоустойчивости претендента. С этой целью человеку задаются откровенные (иногда даже бестактные) вопросы. Способность сохранять самообладание, не принимать сказанного на свой счет и с честью выходить из стрессовой ситуации внимательно отслеживаются. И даже тени гнева на лице бывает достаточно, чтобы получить отказ. Впрочем, не стоит расстраиваться в таком случае – если вы не выдержали такое интервью, значит, эта работа действительно не для вас.
Групповое интервью. Групповое интервью бывает двух видов:

а) группу составляют сотрудники компании. Участниками такого вида собеседования обычно является HR-менеджер, непосредственный руководитель, начальник подразделения, иногда – представители высшего руководства. У каждого из участников собеседования обычно имеются свои вопросы к претенденту. Каждый последующий вопрос может вытекать из предыдущего. Но возможна также ситуация, когда вопросы «прыгают» с темы профессионализма на личностные характеристики и наоборот. Умение претендента давать максимально-полные ответы на вопросы из различных категорий – это тест на быстроту мышления, гибкость и ту же стрессоустойчивость. Учтите это!

б) группу составляют претенденты. На такой вид собеседования приглашаются сразу несколько претендентов на должность. Со стороны работодателя формируется комиссия (HR-менеджер, непосредственный руководитель, начальник подразделения, представители высшего руководства). Целью такого вида собеседования является определение кандидата, способного не потерять самообладания и быть наиболее активным среди претендентов.

Собеседование-соревнование. На интервью такого рода приглашаются сразу несколько претендентов, которым предлагается принять участие в дискуссии на тему, близкую к их будущей работе, деловая игра, задача, в ходе решения которой нужно найти решение проблемы, упражнения для анализа конкретных ситуаций. Такие интервью нелегки для соискателей работы, но вполне оправданы при необходимости выбрать человека с ярко выраженными лидерскими или аналитическими качествами, умением отстаивать свою точку зрения, убеждать. Очень хорошо на таких интервью проявляется такое ценное качество как способность к конструктивному взаимодействию с людьми, являющими в данный момент конкурентами.

Кейсовое интервью. Это один из самых старых типов собеседования, применяемый уже более ста лет. Изначально он использовался в области медицины и юриспруденции. На таких собеседованиях претенденту дается описание ситуации или ряд вопросов и варианты ответов, из которых необходимо выбрать правильный. Вопросы в таком типе интервью могут касаться чисто профессиональных знаний и навыков претендента или носить социально-ориентированный характер. То есть человеку предлагается, например, сделать выбор между коммерческой выгодой и порядочностью. В последнем случае проверяется соответствие кандидата корпоративным ценностям компании. Если вы предполагаете или точно знаете, что вам предстоит выдержать кейсовое интервью, найдите в интернете сборник кейсовых заданий А. Гуревича – большинство HR-менеджеров пользуется именно этим сборником при подготовке кейсовых заданий. Имейте в виду, что однозначно-правильных ответов на подобные задания не существует – то, что принимается и активно используется в одной компании, может быть совершенно неприемлемым для другой. Отвечайте на подобные вопросы честно и вы избежите разочарования от столкновения с чуждой для вас корпоративной культурой.

Оставьте комментарий